Архитектурные сооружения Древнего Китая как по внешнему виду, так и по строительной конструкции значительно отличаются от классических архитектурных памятников Запада.Листериоз.
Одним из отличий является то, что в древнекитайских сооружениях преобладают деревянные конструкции, тогда как в архитектурных памятниках Запада доминируют кирпично-каменные. Даже при строительстве каменнокирпичных сооружений — буддийских пагод, дворцов и могильных склепов в Древнем Китае стремились придать им внешнее сходство с традиционными деревянными сооружениями. Китайские здания имеют в качестве опорных не стеновые конструкции, а конструкцию, сооруженную из столбов и балок. «Фанза устоит, даже если стены обрушатся», — говорят в Китае. Имея опорный остов, можно по желанию варьировать конструкцию наружных стен и внутренних перегородок. На севере, где холодный климат, делали прочные наружные стены, способные защитить от холода. На юге, где климат теплый и влажный, делали тонкие стены из деревянных досок или бамбука, а иногда наружных стен как таковых вообще не было, их заменяли ряды окон и дверей. А в сооружениях типа беседок и галерей вообще оставляли пустые проемы между столбами. Такая техника строительства «удовлетворяла
Деревянные строения без стен — павильоны, беседки и галереи
нуждам возведения сооружении разного назначения: дворцов, беседок, галерей и пр. Интерьер по желанию можно было разгородить на отдельные «комнаты» с помощью легких перегородок и ширм. Помимо удобства вариаций деревянные здания обладали рядом преимуществ в строительстве и сейсмостойкости, однако недостатком их была неспособность противостоять пожарам и гниению, да и по прочности они уступали каменно-кирпичным сооружениям. Поэтому не так уж много древнекитайских архитектурных памятников сохранилось до наших дней.
Другой отличительной чертой древнекитайского зодчества был ансамблево-групповой принцип. Строили не одно здание, а целый комплекс сооружений, будь то дворец, монастырь или жилье. Поэтому если говорить о единичных зданиях, то в древнем Китае они, как правило, уступали по размерам и грандиозности западным архитектурным памятникам. Масштабность достигалась в Китае сооружением больших строительных ансамблей. Причем
строили так, что отдельные сооружения ансамбля было невозможно обозреть целиком, находясь за пределами комплекса. Исключение составляли обязательные для каждого города крепостная стена и Барабанная башня, возвышавшаяся над городом. Поэтому, знакомясь с древнекитайской архитектурой, следует изучать особенности строительного комплекса как единого целого. Планируя строительство будущего комплекса, китайские зодчие строго придерживались принципа симметрии: строения располагались симметрично относительно центральной оси, а посредине оставлялось пространство для внутреннего двора. По такому принципу застраивались целые города. По центральной оси симметрии располагался самый важный строительный комплекс, лишь парки и зеленые
Галерея в парке Ихэюанъ (Пекин)
зоны располагались вольно. В местах со сложным рельефом, например в горах, строения располагали применительно к окружающей обстановке, но и тут соблюдался ансамблево-групповой принцип.
Китайские зодчие заботились, чтобы как все здание, так и его детали — кронштейны, конек кровли и пр. — были художественно оформлены. Поскольку черепичная кровля, покоящаяся на деревянных перекрытиях, отличалась громоздкостью, для придания ей большего изящества ей придавали изогнутую форму, углы кровли приподнимались, так что создавался парящий эффект, конек кровли украшали фигурками животных, на торцы черепицы наносились узоры в виде цветов, животных и т. п. Для предохранения от порчи выступающие части деревянных конструкций покрывались лаком — так постепенно сложился специфически китайский стиль художественного оформления зданий.
По назначению архитектурные сооружения делились на дворцовые, мавзолейно-погребальные, культовые, жертвенные, архитектурно-парковые и жилые.